Околодрон

How can we help?

Навигация

Дронопорты

ЭРИ

АВПП SuperBOX

https://spacemonkey.io/

Airobotics — Trusted Autonomous Drones

HEISHA TECH

Percepto

Боевые дроны

Аква-22

Вереск

Нормативка

Федеральный закон от 21.07.2011 №256 ФЗ

«О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (ред. от 28.06.2022) является основополагающим в вопросах обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК. Законом о безопасности объектов ТЭК определяются: цели и задачи обеспечения безопасности объектов ТЭК, основные принципы обеспечения безопасности, порядок организации процедуры категорирования объектов топливно-энергетического комплекса, обязанность юридических лиц обеспечивать безопасность эксплуатируемого объекта ТЭК, основные требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК и др. Законом возлагается ответственность за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК на руководителя субъекта топливно-энергетического комплекса. В соответствии с 256 ФЗ к объектам топливно-энергетического комплекса относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. Законом под линейными объектами ТЭК понимается — система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.

Согласно ФЗ 256: Безопасность объекта топливно-энергетического комплекса — это состояние защищенности объекта топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства. Антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса — это состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта. Субъект ТЭК — это физическое и/или юридическое лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании объектом топливно-энергетического комплекса, а также хозяйственные общества, по отношению к которым указанные юридические лица являются дочерними обществами. В данном законе описан методологических подход к разработке паспорта безопасности объекта ТЭК. Редакцией от 24.04.2020 в данный ФЗ внесено понятие зона безопасности объекта ТЭК — территория или акватория вокруг определяемого Правительством Российской Федерации отдельного объекта топливно-энергетического комплекса, в границах которой реализуются меры, направленные на обеспечение особого режима защиты такого объекта от актов незаконного вмешательства.

Распоряжение Правительства РФ от 03.12.2022 №3722-р

«Об утверждении формы паспорта безопасности объекта топливно энергетического комплекса» устанавливает обязательную для использования субъектами топливно энергетического комплекса форму паспорта безопасности объекта ТЭК. Согласно новой форме, паспорт безопасности объекта ТЭК состоит из 11 основных разделов, а также включает 2 приложения:

  • Раздел I. Общие сведения об объекте, организации;
  • Раздел II. Анализ уязвимости производственно технологического процесса и выявление критических элементов объекта;
  • Раздел III. Оценка возможных социально экономических последствий акта незаконного вмешательства;
  • Раздел IV. Степень потенциальной опасности объекта;
  • Раздел V. Организация физической защиты объекта;
  • Раздел VI. Инженерно-технические средства охраны;
  • Раздел VII. Оценка антитеррористической защищенности;
  • Раздел VIII. Информация о системах защиты информации и информационно телекоммуникационных сетей от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования информации и иных неправомерных действий;
  • Раздел IX. Информация о мероприятиях по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта;
  • Раздел X. Другие сведения;
  • Раздел XI. Выводы;
  • Приложение 1. Ситуационный план объекта ТЭК;
  • Приложение 2. План и схема охраны объекта ТЭК;

Распоряжение вступает в силу 26 декабря 2022 г.

Постановление Правительства РФ от 05.05.2012№458

«Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» устанавливает обязательные для выполнения субъектами ТЭК требования к объектам ТЭК. Правила утвержденные ПП РФ 458 в соответствии с положениями статьи 7 ФЗ 256 фактически устанавливают требования по обеспечению безопасности объектов ТЭК и требования к их антитеррористической защищенности с учетом степени их опасности (присвоенной категорией). Данные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса независимо от вида деятельности и формы собственности. Кроме того ФЗ установлено, что субъекты ТЭК, являющиеся правообладателями объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена высокая категория опасности, не могут передавать в аренду или иное пользование здания, строения, сооружения, их части, входящие в состав объектов топливно-энергетического комплекса, а также земельные участки, на которых размещены эти объекты, для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (уполномоченным органом ФОИВ в соответствии с законом является Федеральная служба войск национальной гвардии). Порядок согласования определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Стоит отметить, что в обязанность субъектов ТЭК также входит выполнение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК на стадиях  их проектирования и строительства, в т.ч. субъекты ТЭК обязаны предусматривать осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций. Данный нормативно правовой акт содержит информацию ограниченного распространения и отсутствует в открытых источниках. Информация, содержащаяся в данном НПА подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 19.09.2015 №993

«Об утверждении требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса» устанавливает обязательные для выполнения субъектами ТЭК требования к линейным объектам ТЭК. Положения постановления 993 распространяются на электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы. Требования утвержденные ПП РФ 993 в соответствии с положениями статьи 7 ФЗ 256 фактически устанавливают требования по обеспечению безопасности линейных объектов ТЭК и требования к их антитеррористической защищенности с учетом степени их опасности (присвоенной категорией). Данные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса независимо от вида деятельности и формы собственности. Кроме того ФЗ установлено, что субъекты ТЭК, являющиеся правообладателями линейных объектов ТЭК, которым присвоена высокая категория опасности, не могут передавать в аренду или иное пользование здания, строения, сооружения, их части, входящие в состав линейных объектов топливно-энергетического комплекса, а также земельные участки, на которых размещены эти объекты, для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (уполномоченным органом ФОИВ в соответствии с законом является Федеральная служба войск национальной гвардии). Порядок согласования определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Росгвардия). Стоит отметить, что в обязанность субъектов ТЭК также входит выполнение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности линейного объекта ТЭК на стадии его проектирования и строительства, в т.ч. субъекты ТЭК обязаны предусматривать осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций. Данный нормативно правовой акт содержит информацию ограниченного распространения и отсутствует в открытых источниках. Информация, содержащаяся в данном НПА подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 №304

«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 20.12.2019) устанавливает классификацию возможных чрезвычайных ситуаций в зависимости от масштабов социального и экономического ущерба, а также с учетом границ ее распространения. Постановление 304 определяет 3 основных критерия ЧС: возможный социальный ущерб (количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью), возможный материальный (экономический) ущерб (размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь), зону ЧС (территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей). Выделяется 6 основных видов ЧС — локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

ЧС локального характера — в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей не выходит за пределы территории организации (объекта), при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 240 тыс. рублей.

ЧС муниципального характера — в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.

ЧС межмуниципального характера — в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта РФ, или внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей.

ЧС регионального характера — в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей.

ЧС межрегионального характера — в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей.

ЧС федерального характера — в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.

Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 № 459

«Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования»  (ред. от 10.09.2016) устанавливает перечень исходных данных необходимых для проведения категорирования объектов ТЭК, порядок и критерии категорирования. ПП РФ 459 устанавливает что категорирование осуществляется на основании (с учетом) критериев классифицирующих виды чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304. Выделяют 3 (три) основных категории опасности объектов ТЭК — низкая, средняя, высокая. Низкая категория опасности присваивается объектам ТЭК на которых в случае совершения акта незаконного вмешательства (АНВ) может возникнуть чрезвычайная ситуация (ЧС) муниципального характера. Средняя категория опасности присваивается объектам ТЭК на которых в результате АНВ возникает ЧС межмуниципального или регионального характера. Высокая категория опасности присваивается объекту топливно-энергетического комплекса на котором может возникунуть ЧС межрегионального или федерального характера. К исходным данным, которые учитываются при присвоении объекту ТЭК категории опасности относятся: информация об отнесении объекта к критически важным и/или потенциально опасным объектам и о наличии на объекте опасных производственных объектов (участков), общие сведения об объекте (размещение объекта, общая и максимальная численность работающих на объекте, режим работы, наличие вокруг объекта других производств, размещение по отношению к транспортным коммуникациям и т.п.), масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий, наличие критических элементов и потенциально опасных участков объекта и их характеристика (при повторном категорировании), наличие уязвимых мест, анализируются виды угроз и модели нарушителей, изучаются имеющиеся ситуационные планы и схемы. Организация и проведение процедуры категорирования полностью возлагается на субъект ТЭК. При этом постановлением 459 определено, что в состав межведомственной комиссии помимо представителей объекта и субъекта ТЭК включаются представители Минэнерго России, Росгвардии, уполномоченного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления, по решению субъекта ТЭК эксперты специализированной организации и др. представители заинтересованных Федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).

Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 № 460

«Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса» (ред. от 10.09.2016) устанавливает основания для актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, а также порядок взаимодействия с государственными органами при актуализации. ПП РФ 460 устанавливает, что в случае актуализации паспорта безопасности объекта ТЭК категория опасности объекта подлежит подтверждению (изменению) в порядке, установленном постановлением Правительства РФ №459 от 05.05.2012 (фактически это означает, что актуализация осуществляется в порядке установленном для разработки паспорта безопасности объекта ТЭК). Среди оснований для актуализации выделяется 6 (шесть) основных причин, а именно изменение: основного вида деятельности объекта, общей площади и периметра территории объекта, количества потенциально опасных участков и критических элементов, моделей нарушителей в отношении объекта, базовых угроз для критических элементов объекта, компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта. После актуализации паспорт подлежит утверждению субъектом ТЭК по согласованию с антитеррористической комиссией субъекта РФ, затем в течении 5 дней после согласования субъект обязан в письменной форме уведомить об актуализации территориальный орган Росгвардии. Также ПП РФ 460 определяет, что субъект ТЭК каждые 3 (три) года обязан письменно уведомлять уполномоченный орган субъекта РФ и территориальный орган Росгвардии об отсутствии оснований для актуализации документа.

Постановление Правительства РФ от 02.10.2013 № 861

«Об утверждении Правил информирования субъектами топливно-энергетического комплекса об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса» (ред. от 02.08.2017) устанавливает порядок и формы информирования в случае совершения или угрозы совершения АНВ на объекте ТЭК. Согласно ПП РФ 861 субъект ТЭК обязан обеспечить информирование об угрозе совершения и о совершении акта незаконного вмешательства на объекте ТЭК территориальные органы ФСБ, Росгвардии, МВД, МЧС, а также Минэнерго России и уполномоченный орган субъекта РФ на территории которого располагается объект ТЭК. Информирование об угрозах должно осуществляться незамедлительно. Информирование осуществляется согласно установленным в Приложении 2 ПП РФ 861 формам. Кроме того, данным НПА установлен перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса. Среди основных угроз АНВ выделяют — угрозу захвата, угрозу взрыва, угрозу размещения или попытки размещения на объекте топливно-энергетического комплекса взрывных устройств (взрывчатых веществ), угрозу поражения опасными веществами, угрозу блокирования, угрозу хищения и угрозу технического воздействия. Угроза захвата — возможность захвата объекта ТЭК, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания. Угроза взрыва — возможность разрушения объекта ТЭК или нанесения объекту, здоровью персонала и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела). Угроза размещения или попытки размещения на объекте ТЭК взрывных устройств (взрывчатых веществ) — возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на объекте ТЭК ВУ (ВВ), которые могут разрушить объект, нанести ему повреждения. Угроза поражения опасными веществами — возможность загрязнения объекта топливно-энергетического комплекса опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала и других лиц. Угроза блокирования — возможность создания препятствия, ограничивающего функционирование объекта ТЭК, угрожающего жизни или здоровью персонала и других лиц. Угроза хищения — возможность совершения хищения элементов объекта , которое может привести к нарушению технологического процесса, влекущему аварию с угрозой жизни и здоровью персонала и других лиц, а также возникновению ЧС с опасными социально-экономическими последствиями. Угроза технического воздействия — несанкционированные действия техническими способами в отношении систем электропитания, управления или защиты технологических процессов (включая дистанционное) объекта в целях вывода их из строя, а также хищение секретной или конфиденциальной информации (в т.ч. содержащуюся в паспорте безопасности объекта ТЭК), использование которой может облегчить организацию несанкционированных действий в отношении объекта.

Постановление Правительства РФ от 25.08.2017 №1002

«О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов российской федерации, органов местного самоуправления и субъектов топливно-энергетического комплекса при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса» устанавливает порядок и алгоритм действий подразделений ФСБ и МВД при получении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства (АНВ). Согласно ПП РФ 1002 территориальный орган (ФСБ, МВД) при получении информации об АНВ:

— осуществляют в установленном порядке прием, регистрацию и проверку указанной информации;

— определяют средство связи и способ информационного взаимодействия в случае необходимости;

— осуществляют в первоочередном порядке информирование субъектов топливно-энергетического комплекса;

 — передают информацию должностным лицам, ответственным за организацию первоочередных мер по пресечению акта незаконного вмешательства на объекте ТЭК. По завершении указанных мероприятий представители указанных территориальных органов принимают (в пределах своей компетенции) решения о дальнейших действиях.

Постановление Правительства РФ от 20.10.2016 № 1067

«Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (ред. от 30.04.2020) устанавливает периодичность, порядок и основания для проверки объектов ТЭК инспекторами Росгвардии. При этом государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами ТЭК требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности на объектах ТЭК осуществляется путем проведения документарных и выездных проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер. Постановлением 1067 установлено, что продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней. Также определяется, что плановая проверка объектов ТЭК, которым по результатам категорирования присвоена высокая и средняя категория опасности проводится не чаще одного раза в год, а объектов ТЭК с низкой категорией опасности не чаще одного раза в 3 (три) года. В случае невозможности исполнения предписания об устранении выявленных нарушений по причинам, не зависящим от субъекта топливно-энергетического комплекса, допустивший нарушения требований обеспечения безопасности субъект топливно-энергетического комплекса вправе не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения срока исполнения предписания обратиться к руководителю (лицу, его замещающему) органа государственного контроля (надзора), выдавшему предписание об устранении выявленных нарушений, с мотивированным обращением о продлении срока исполнения предписания, которое подлежит рассмотрению в течении 30 календарных дней. В случае несогласия с выводами и предложениями, изложенными в акте проверки и (или) предписании об устранении выявленных нарушений, уполномоченный представитель субъекта топливно-энергетического комплекса вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) возражения в письменной форме в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки и приложить документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии.

Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1107

«О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса» (вместе с «Правилами формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса») (ред. от 26.02.2016) устанавливает перечень исходных данных по объекту ТЭК, который необходим для формирования и ведения реестра объектов ТЭК. В данном НПА закреплена обязанность по ведению данного реестра за Минэнерго России. Устанавливается, что включению в реестр подлжат только те объекты ТЭК, которым присвоена категория опасности. Об этих объектах в реестре содержится следующая информация: реестровый номер, дата внесения в сведений (изменения сведений) о категорированном объекте, наименование объекта, полное и сокращенное наименование  правообладателя (ОПФ и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество, место жительства физического лица, в том числе ИП, владеющих на праве собственности или на ином законном основании категорированным объектом, дата и номер государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя), наименование производимого и (или) реализуемого категорированным объектом товара (работ, услуг) с указанием кодов согласно общероссийским классификаторам или Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, категория опасности категорированного объекта и дата ее присвоения (дата и основание исключения категорированного объекта из реестра), адрес категорированного объекта. Также согласно ПП РФ 1107 Министерство энергетики РФ устанавливает следующие формы: реестра объектов ТЭК, уведомления уполномоченного органа субъекта РФ о включении объектов ТЭК в реестр, а также формы уведомлений об изменении сведений об объекте ТЭК содержащихся в реестре и об исключении объектов из реестра.

Постановление Правительства РФ от 10.11.2020 №1809

«Об обеспечении особого режима защиты от актов незаконного вмешательства в зонах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, включенных в перечень отдельных объектов топливно-энергетического комплекса, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с описанием местоположения границ таких зон» (вместе с «Правилами обеспечения особого режима защиты от актов незаконного вмешательства в зонах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, включенных в перечень отдельных объектов топливно-энергетического комплекса, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с описанием местоположения границ таких зон») устанавливает правила обеспечении особого режима защиты от АНВ отдельных объектов ТЭК. Положения ПП РФ 1809 применяются только к объектам ТЭК, которые включены в перечень утвержденный  распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 2631-р. Для целей данного постановления под зоной безопасности объекта ТЭК — понимается территория или акватория вокруг отдельного объекта топливно-энергетического комплекса, в границах которой реализуются меры, направленные на обеспечение особого режима защиты такого объекта от актов незаконного вмешательства. Для защиты объектов топливно энергетического комплекса должны быть созданы координационные центры. Также субъекты ТЭК в отношении таких объектов должны обеспечить передачу информации в режими реального времени в координационный центр со всех инженерно технических средств охраны. Отдельно постановлением 1809 предусмотрена необходимость оборудования объектов ТЭК, вокруг которых устанавливается зона безопасности техническими средствами противодействия беспилотным воздушным судам.

Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2020 №2631-р

«Об утверждении перечня отдельных объектов топливно-энергетического комплекса, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности объектов ТЭК» определяет перечень объектов ТЭК, в отношении которых должны быть установлены так называемые зоны безопасности — территории или акватории вокруг отдельного объекта топливно-энергетического комплекса, в границах которой реализуются меры, направленные на обеспечение особого режима защиты от актов незаконного вмешательства. В перечень включены объекты электросетевого хозяйства, входящие в состав энергомоста «Российская Федерация — полуостров Крым»:  — подстанция 500 кВ «Тамань» (Краснодарский край, Темрюкский район, станица Старотиторовская); — подстанция 220 кВ «Кафа» (Республика Крым, г. Феодосия, Насыпновский сельский совет, с. Ближнее); — пункт перехода 220 кВ «Кубань» (Краснодарский край, пос. Ильич) с кабельным переходом через Керченский пролив; — пункт перехода 220 кВ «Крым» (Республика Крым, пос. Глазовка) с кабельным переходом через Керченский пролив; Также в указанном перечне присутствуют объекты магистрального газопровода «Краснодарский край — Крым»:  — узлы запуска внутритрубного устройства на км 0,7 (Краснодарский край, Темрюкский район, станица Тамань, 0,7 км магистрального газопровода «Краснодарский край — Крым»); — узлы запуска-приема внутритрубного устройства и приема внутритрубного устройства на км 18,5 (Республика Крым, Ленинский район, сельское поселение Челядиново, 18,5 км магистрального газопровода «Краснодарский край — Крым»); — подводная часть магистрального газопровода «Краснодарский край — Крым». Стоит отметить, что данные особенности должны быть учтены при категорировании и разработке паспортов безопасности в отношении данных объектов ТЭК.

Приказ Минэнерго России от 10.02.2012 № 48

«Об утверждении методических рекомендаций по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию» устанавливает перечень отраслей энергетики, объекты ТЭК которых рекомендуется включать в перечень объектов, подлежащих категорированию по степени опасности. Также устанавливается порядок включения в данный перечень. Приказом Минэнерго установлено, что за формирование и ведение перечня объектов ТЭК подлежащих категорированию отвечает уполномоченный орган субъекта РФ. Допускается, что формирование данного перечня осуществляется в том числе на основании предложений субъектов ТЭК. Уполномоченный орган в течении 5 дней после включения того или иного объекта ТЭК в перечень объектов подлежащих категорированию должен уведомить об этом субъект ТЭК. В данном уведомлении допускается указывать сроки проведения категорирования объекта ТЭК. При формировании перечня уполномоченный орган обращает внимание на следующие параметры: объект в соответствии с Федеральным законом №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» отнесен к категории опасных производственных объектов, объект в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 411-рс отнесен к числу критически важных объектов, объект состоит, в том числе из наружных установок, помещений и (или) зданий, которым присвоены категории А, Б, В1, В2 по пожарной и взрывопожарной опасности, объект по своему социально-экономическому значению относится к системам жизнеобеспечения населения, объект используется для выполнения мобилизационного задания в расчетном году, объект находится на праве собственности (ином законном основании) у организации, которой присвоена категория по гражданской обороне, объекту присвоена категория по режиму секретности. Среди отраслей энергетики объекты ТЭК которых рекомендуется включать в перечень выделяют 5 основных – нефтяная, газовая, электроэнергетика, теплоснабжение и угольная.

Приказ Минэнерго России от 13.06.2012 №295

«Об утверждении формы реестра объектов топливно-энергетического комплекса и формы уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении объекта топливно-энергетического комплекса в реестр объектов топливно-энергетического комплекса (изменении сведений об объекте, содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса, исключении объекта из реестра объектов топливно-энергетического комплекса)» (ред. от 07.07.2017) устанавливает форму реестра объектов ТЭК, а также содержание формы передачи данных уполномоченным органом субъекта в Минэнерго России об объектах ТЭК, подлежащих включению в реестр. Формы данных документов устанавливаются Минэнерго России в соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. №1107. Форма реестра объектов топливно-энергетического комплекса содержит следующую информацию об объекте и субъекте ТЭК: реестровый номер, дата внесения в реестр сведений о категорированном объекте, дата изменения сведений  о категорированном объекте, дата исключения сведений об объекте, сведения о юридическом лице или физическом лице, в том числе индивидуальном предпринимателе, владеющих на праве собственности или ином законном основании категорированным объектом, сведения о категорированном объекте. Форма уведомления уполномоченным органом субъекта РФ субъекта ТЭК о включении (исключении, изменении сведений) объекта топливно-энергетического комплекса в перечень объектов ТЭК подлежащих категорированию состоит из 7 (семи) основных разделов и 9 (девяти) подразделов.

Приказ Минэнерго РФ от 13.12.2011 № 587

«Об утверждении перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» устанавливает перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта ТЭК. К работам которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК относятся: оценка достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта, монтаж, эксплуатация и техническое обслуживание инженерно-технических средств охраны и средств пожаротушения, осуществление внутреннего контроля в области обеспечения безопасности, охрана объектов топливно-энергетического комплекса, разработка, монтаж и эксплуатация информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и систем защиты информации и информационно-телекоммуникационных сетей объектов топливно-энергетического комплекса. Стоит отметить, что организации и лица, привлекаемые к указанным работам должны соответствовать требованиям п. 1, ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», а именно к указанным работам не допускается привлекать лиц: имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, состоящих на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, досрочно прекративших полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет. Стоит отметить, что данные ограничения распространяются и на специализированные организации и их работников, которые принимают участие в категорировании объектов ТЭК.

Приказ Минэнерго России от 18.09.2014 №629 (ред. от 26.03.2018)

«Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по предоставлению информации, содержащейся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса» устанавливает алгоритм оказания Министерством энергетики России государственной услуги по предоставлению сведений из реестра категорированных объектов ТЭК. Согласно действующему законодательству в указанный реестр включаются объекты топливно энергетического комплекса в отношении которых была проведена процедура категорирования, а также разработан и согласован паспорт безопасности объекта ТЭК. Заявмтелями по оказанию данной госуслуги могут выступать только правообладатели объектов ТЭК (физические и юридические лица владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами ТЭК). Приложением к регламенту является образец формы заявления на предоставление госуслуги. Сведения предоставляются в течении 30 календарных дней с даты регистрации заявления. При этом регламентом установлено, что предоставление информации из реестра осуществляется с соблюдением положений законодательства о защите государственной тайны. В регламенте также указана контактная информация необходимая для получения услуги и описан детальный алгоритм действий заявителя (его права и обязанности).

Приказ Росгвардии от 10.12.2016 № 431

«Об утверждении типовых форм документов, необходимых при осуществлении Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (ред. от 19.06.2018) устанавливает форму и содержание документов используемых при проверке объектов ТЭК. Приказом утверждены: — Типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок. — Типовая форма распоряжения директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации главнокомандующего войсками национальной гвардии — Российской Федерации (лица, его замещающего), руководителя территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (лица, его замещающего) о проведении внеплановой проверки объекта ТЭК. — Типовая форма предписания Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориального органа на проведение проверки. — Типовая форма акта проверки. Фактически в этих документах отображаются основные моменты, на которые обращают внимание инспектора Росгвардии в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности.

Методические рекомендации Минэнерго

по анализу уязвимости производственно-технологического процесса и выявлению критических элементов объекта, оценки социально экономических последствий совершения на объекте террористического акта и антитеррористической защищенности объекта при проведении категорирования и составлению паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утверждены Минэнерго России в 2012 году. В данных рекомендациях описаны основные методологические подходы и принципы, которыми необходимо руководствоваться при категорировании объекта ТЭК и составлении паспорта безопасности объекта ТЭК. Дается детальное описание алгоритма проведения анализа уязвимости производственно-технологического процесса, выявления потенциально опасных участков и критических элементов объекта (из числа потенциально опасных участков), оценки антитеррористической защищенности объекта и оценки социально-экономических последствий совершения на объекте акта незаконного вмешательства (в том числе террористического акта). Кроме того методические рекомендации Минэнерго России содержат образец формы акта категорирования объекта ТЭК и образец формы акта обследования объекта топливно-энергетического комплекса. В данных методических рекомендациях содержится информация ограниченного распространения, которую запрещено публиковать в открытых источниках. Информация, содержащаяся в данных методических рекомендациях, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.